Китоврасу могучий Хорс повелел в искупление грехов воздвигнуть у Алатырской горы храм Всевышнему. Китоврас должен был возвести его из камней, которых не касалось железо. Ибо железо оскверняет камни.
Хорс был сыном бога Солнца-Ра и братом Велеса Суревича. Ра родился из лица Рода, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод.
Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло.
Kогда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет».
Pада - дочь Владычицы Моря и бога Солнца Ра жила на Солнечном Острове. К
ней сватался Тритон, сын Морского царя, но Рада не хотела выходить за
него замуж. Рак-отшельник посоветовал ей, как отвадить ухажера. Он дал
ей траву-отсушку, кою Тритон не переносил и потому убрался восвояси.
Донесся призыв бога Грозы до других богов. Колесницы они запрягли и
вступили на них. Грянул громом тогда Аштаби, могучий воитель. Громыхая,
понесся он к морю. Воинство он повел из семи десятков богов.
«Песнь об Ушшкумме» — самый интересный мифологический текст
малоазийского региона, ибо он открывает путь к пониманию цикла
греческих мифов о смене поколений богов, о борьбе богов и титанов.
Кум-мии хурритского мифа соответствует греческий Олимп, на котором также
сменяются поколения богов, оскопляя и изгоняя своих отцов. «Девять лет»,
срок смены богов в хурритском мифе, имеет точную параллель в гомеровском
рассказе о царе Миносе, в девятилетие раз поднимающемся на гору для
встречи с Зевсом, богом Грозы.
Мифы о превращении животных в людей и людей в животных распространены у
многих народов. В греческих мифах рассказывается о принятии Зевсом
облика быка, чтобы похитить и увезти за море красавицу Европу.
Разгневался Телепинус на весь мир, да так сильно, что, покидая жилище
богов, перепутал крылатые башмаки: правый надел на левую ногу, левый —
на правую. Хлопнул дверью, и больше его не видели.
Бог Луны издревле почитался народами Малой Азии и
примыкающего к ней Кавказа. Культ его засвидетельствован в Лидии, Фригии и Каппадокии. О нем говорят также имена от индоевропейской основы «мен»,
«масн» (сравните с русским словом «месяц»), распространенные по всей
Малой Азии, головные уборы и одеяния населения полуострова и выходцев
оттуда (этрусков). Падение Луны на землю — мотив, известный многим
мифологиям, в хеттском мифе служит объяснением лунного затмения.